Прощание с бумагой
07 июля 2016

С января 2017 года вся проектная документация и результаты инженерных изысканий должны будут представляться в учреждения госэкспертизы в электронном формате Владислав Еремин, директор СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы». 

Владислав Олегович, Центр государственной экспертизы уже на протяжении нескольких лет оптимизирует свою деятельность и переводит услуги в электронный вид. Чего удалось добиться на сегодняшний день? 

Центр государственной экспертизы Санкт-Петербурга имеет значительный опыт внедрения информационных технологий в деятельность, связанную с экспертизой проектов. С момента основания наше учреждение занимает лидирующие позиции в этой сфере, в том числе благодаря переводу различных этапов проведения экспертизы в электронный вид. Центр осуществляет свою работу, используя единую информационную систему. Этот программный продукт фактически является промежуточным звеном между оказанием госуслуги по проведению экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий в электронном виде и проведением экспертизы традиционным способом на бумажном носителе. Уже несколько лет на нашем сайте (www.spbexp.ru) успешно применяются некоторые услуги в электронном виде, которые позволили добиться повышения качества оказания услуг, упрощения самой процедуры и сокращения сроков прохождения экспертизы. Перечислю их: 

• заполнение электронного заявления; 
• запись на подачу документации; 
• запись на прием к руководителям; 
• электронная очередь на прием к экспертам по устранению замечаний; 
• калькулятор стоимости услуги; 
• обмен в электронном виде бухгалтерскими документами и результатами экспертизы, включая уведомления о выявленных недостатках в документации и заключение экспертизы; 
• обратная связь со специалистами учреждения. 

Согласно постановлению правительства № 1330, с 1 января 2017 года вся проектная документация и результаты инженерных изысканий должны будут представляться в учреждения госэкспертизы субъектов России исключительно в электронном формате. Готово ли ваше учреждение к оказанию такой услуги? 

Благодаря существующим наработками, с выходом постановления правительства № 1330, наше учреждение оказалось среди тех, кто де-факто был готов сделать необходимые шаги и в установленные законодательством сроки и начать полноценно оказывать государственную услугу по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в электронном виде. 

В настоящее время практически доведена до необходимого уровня наша единая информационная система, создан Единый личный кабинет, объединяющий функционал Центра государственной экспертизы и Службы госстройнадзора Санкт-Петербурга, создан загрузчик проектной документации, на компьютерах экспертов установлено все необходимое программное обеспечение и получено необходимое количество усиленных квалифицированных электронных подписей. Уже сейчас мы готовы в тестовом режиме оказывать услугу в электронном виде. 

С какими трудностями вы столкнулись при внедрении электронных сервисов? 

При проведении тестовой экспертизы проектной документации, поданной нам в электронном виде, мы столкнулись с некоторыми трудностями. 

Первая из них – выведение на экран компьютера того или иного чертежа и поиск этого чертежа внутри отсканированного файла. 

Мы пытались решить этот вопрос, установив дополнительный монитор на рабочее место эксперта, для разделения текстовых и графических файлов. Это облегчило экспертизу, но не решило проблему. 

После подготовки экспертами уведомлений о выявленных недостатках и переработки проектной документации проектной организацией, нам было предложено принять заново весь комплект проектной документации, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, что де-юре требовало от нас полной проверки всего объема проектной документации, как заново сданного нам объекта. При работе с проектной документацией на бумажном носителе такой проблемы не возникало. После консультации с нашими коллегами из ФАУ «Главгосэкспертиза России» появилось понимание, как обеспечить повторную загрузку только тех файлов, которые претерпели изменения. Над техническим воплощением этой задачи сейчас работают наши специалисты. 

Кроме того петербургский Центр госэкспертизы разработал рекомендации по структуре и составу электронной версии проектной документации и результатов инженерных изысканий. 

Основная идея наших рекомендации сводится к тому, что за базовый файл, сдаваемый на экспертизу мы будем считать следующий: 1 файл = 1 текстовый документ, 1 файл = 1 чертеж или схема. При этом все файлы одного раздела формируются в папки, которые в свою очередь разносятся по папкам-каталогам. В приложении к нашим Рекомендациям мы предлагаем перечень сокращенных названий файлов, для того, чтобы упорядочить работу проектных и экспертных организаций, оперировать общими терминами и не перегружать электронные системы длинными названиями документов. При такой структуре документации в электронном виде мы добиваемся поставленной задачи - удобство и скорость работы экспертов и заявителей, в том числе при повторной экспертизе. 

Планируете ли проведение обучающих семинаров для заявителей Центра и делиться опытом с региональными экспертизами? 

В обязательном порядке. Мало создать необходимую информационную систему. Для того чтобы продуктивно оказывать госуслугу в электронном виде мы начали продвигать наш сервис среди заявителей Центра. Запланирован цикл обучающих семинаров, на которых подробным образом наши специалисты будут рассказывать о том что необходимо сделать для того чтобы с 1 января 2017 году подать заявлении и пройти экспертизу в электронном виде. Что касается региональных экспертиз, то в рамках нашей работы в Ассоциации экспертиз строительных проектов всем членам АЭСП предложены на ознакомление наши рекомендации по формированию проектной документации в электронном виде, также наши специалисты и эксперты всегда рабы оказать любую консультационную помощь нашим коллегам из других регионов.

Источник: Газета "Строительная газета" № 26 (10401) от 30.06.2016 г.