Новости законодательства: 02.05.2012
02.05.2012
Новости законодательства
С 1 мая 2012 года вступил в силу ряд законодательных актов, регулирующих деятельность экспертных организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 N 270
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Максимальный срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий сокращен с 3 месяцев до 60 дней
Заключение государственной экспертизы в течение 3 лет со дня его утверждения можно будет обжаловать в специальной экспертной комиссии, созданной Минрегионом России, а решение экспертной комиссии - в суде. Отрицательное заключение государственной экспертизы, как это было установлено и ранее, застройщик или технический заказчик могут оспорить в суде и без обращения в экспертную комиссию Минрегиона России.
В "Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" внесены и другие изменения, которые касаются, в частности:
полномочий государственного учреждения, подведомственного Минрегиону России (к ним отнесены организация и проведение государственной экспертизы объектов зарубежных диппредставительств РФ, автомобильных дорог федерального значения, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием наиболее опасных отходов, объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения);
перечня и порядка представления документов для проведения государственной экспертизы (включены документы, касающиеся компетенции лица, подготовившего проектную документацию, установлены возможность и порядок представления документов в электронной форме);
компетенции экспертов, осуществляющих государственную экспертизу (установлено, что они вправе проводить экспертизу в отношении разделов проектной документации, которые соответствуют направлениям деятельности этих экспертов, указанным в квалификационных аттестатах);
возможности выдачи заключения государственной экспертизы в электронной форме в случае направления заявителем документов для проведения государственной экспертизы в электронной форме и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271
"О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"
Определены требования, предъявляемые к претендентам для прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Аттестация осуществляется в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий.
Полномочия по проведению аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий осуществляет Минрегион России.
Предоставление права подготовки заключений экспертизы подтверждается выдачей квалификационного аттестата.
Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации.
Определены перечень представляемых для прохождения аттестации и переаттестации документов, порядок проверки знаний претендента (эксперта), порядок выдачи квалификационного аттестата, продления срока его действия и аннулирования и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 N 272
"Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"
Утверждено новое Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
Новое положение, в отличие от ранее действовавшего, не содержит подробной регламентации порядка представления документов для проведения негосударственной экспертизы и устанавливает, что этот порядок, а также срок проведения экспертизы и размер платы за ее проведение определяются договором.
Новым положением установлено также, что экспертные организации не вправе проводить негосударственную экспертизу, если подготовка проектной документации или выполнение инженерных изысканий осуществлялись этими же экспертными организациями. Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, должны осуществляться в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (в настоящее время этот порядок установлен "Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145).
"Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1070, признано утратившим силу и др.
Постановление Правительства от 12 апреля 2012г. № 288
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1070 «О порядке аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»
Аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий может быть получена юридическим лицом при условии соответствия минимально необходимым требованиям, установленным Градостроительным кодексом РФ
В связи с принятием Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнен порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий.
В частности, установлено, что для получения аккредитации юридическое лицо представляет в уполномоченный федеральный орган (Росаккредитацию) копию регламента проведения негосударственной экспертизы проектной документации и заявление о предоставлении аккредитации, в котором указываются, в том числе, фамилии, имена и отчества не менее 5 работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее 5 работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы инженерных изысканий (с указанием реквизитов квалификационных аттестатов), осуществляющих деятельность по трудовому договору с этим юридическим лицом по месту основной работы.
Форма свидетельства об аккредитации будет утверждаться Минэкономразвития России (в настоящее время форма утверждена Минрегионом России).
Юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий до 1 апреля 2012 года, имеют право на проведение негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к аккредитации юридических лиц. При этом получение аккредитации не требуется и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля2012 N 327
"О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий"
Сведения, внесенные в государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, являются открытыми и общедоступными.
Ведение реестра осуществляется Росаккредитацией в электронной форме.
В Реестр вносятся сведения, указанные в частях 5 и 7 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ, среди которых, в частности:
- наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона юридического лица;
- состав органов управления юридического лица;
- ФИО работников юридического лица, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы, с указанием направлений деятельности.
Внесение сведений в реестр и изменение сведений осуществляются без взимания платы. Сведения являются открытыми и общедоступными. Доступ к ним обеспечивается путем размещения сведений на официальном сайте Росаккредитации, а также путем их предоставления по запросам заинтересованных лиц в бумажной или электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и др.
Также вступили в силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 N 290
"О федеральном государственном пожарном надзоре"
Утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре
Установлено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.
В рамках своей компетенции органы государственного пожарного надзора, в частности, осуществляют:
- организацию и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;
- производство дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- ведение производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
- ведение официального статистического учета и государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- рассмотрение обращений и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Отмечается, что в компетенцию данных органов не входит проведение надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения.
Также установлены полномочия государственных инспекторов всех уровней власти (федерального, регионального, местного) по пожарному надзору и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 N 289
"О федеральной государственной информационной системе территориального планирования"
С 15 июня 2012 года в России планируется ввести в эксплуатацию федеральную государственную информационную систему территориального планирования
Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.
Среди сведений, которые будут доступны через систему:
- проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов;
- документы территориального планирования;
- правила землепользования и застройки;
- цифровые топографические карты, не содержащие сведений, отнесенных к государственной тайне;
- информация о границах субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов; о размещении объектов федерального, регионального и местного значения;
- информация о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях; о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об особых экономических зонах;
- о результатах инженерных изысканий, о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых.
Среди задач, для которых создается система:
- организация доступа федеральных, региональных и местных органов государственной власти РФ к сведениям, необходимым для обеспечения осуществления ими полномочий в области территориального планирования;
- обеспечение публичности принятия и реализации органами государственной власти РФ решений в области территориального планирования;
- информационная поддержка деятельности органов государственной власти РФ, юридических и физических лиц по развитию территорий.
Оператором системы является Минрегион России. Контроль за соблюдением Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования уполномочен осуществлять Минкомсвязи России и др.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 308
"Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности"
Определен перечень объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в отношении которых установлен льготный режим налогообложения
27 декабря 2009 года вступила в силу поправка, внесенная в главу 25 НК РФ, предоставляющая право организациям при исчислении налога на прибыль применять повышающий коэффициент амортизации в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.
Кроме того, с 1 января 2012 года в отношении указанных объектов основных средств (вводимых в эксплуатацию после 1 января 2012 года) налогоплательщики освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций.
Однако до настоящего времени из-за отсутствия соответствующего перечня данные нормы не действовали.
Теперь Правительством РФ перечень утвержден, и, следовательно, налогоплательщики смогут реализовать свое право на применение указанных выше льгот и др.
Приказ Минрегиона России от 29 декабря 2011 N 627
"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933.
Установка приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем
Установка этих приборов также невозможна, если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в т.ч. из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено актом обследования, составленным по утвержденной форме и др.
Источник «КонсультантПлюс»// www.consultant.ru