Станислав Логунов: «Заказчик часто не знает о том, что происходит с его проектом».
21.06.2011
Центр государственной экспертизы принимает меры по борьбе с недобросовестными «посредниками», запуская новые сервисы на ведомственном сайте. Директор СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» поведал о том, что в дальнейшем весь документооборот может быть переведен в электронный вид, что значительно облегчит жизнь заказчикам.
- Какова специфика работы с компаниями, бизнес которых строится на проведении документооборота? В чем минусы и плюсы посреднической практики?
- У нас особое отношение к компаниям, которые занимаются согласованиями. Мы для них придумали термин «провайдеры». Термин ироничный, потому что, к сожалению, минусов от их работы больше, чем плюсов.
На рынке есть компании, которые выполняют функции службы заказчика и действительно делают это на профессиональном уровне. Как правило, они берутся за весь комплекс работ и ведут проект от начала до конца. Они помогают заказчику подготовить задание на проектирование, определиться с проектной организацией, проводят контроль над проектированием и постепенно получают все согласования. Такие службы – достаточно частые гости в нашем учреждении. Но это небольшой блок организаций, которые действительно оказывают качественные услуги.
Другой блок – это уже «провайдеры», или жулики, как я их называю, но уже отнюдь не в шутливом выражении. Эти люди часто стоят у нас во дворе и предлагают свои услуги.
В то время, когда проект еще находится на стадии подготовки, и заказчику требуется получить достаточно большое количество согласований, на сцене появляются компании, предлагающие услуги по решению «бюрократических» проблем. Они обещают не только согласовать перепланировку в квартире, где ванная комната незаконно размещена над жилым помещением, но и одновременно получить положительное заключение экспертизы. Судя по их обещаниям, вы можете дать им титульный лист пакета документов, а они вам – штамп на этом листе.
- На чем можно поймать такие компании?
- В первую очередь на содержании рекламных объявлений. Приведу в пример некоторые цитаты из их рекламных текстов: «Сопровождение при прохождении государственной экспертизы 4 месяца – 190 тыс.» или «ГосЭкспертиза 70 тыс. руб. – 90 дней. Мы осуществляем для своих клиентов ускоренное проведение экспертизы проектов строительства. Срок согласования 90 дней (45 дней получение замечаний, 45 дней снятие замечаний экспертов)».
Вручая рекламные листовки такого содержания, компании расписываются в собственной несостоятельности. Если они декларируют свой профессионализм, то они должны знать, что сегодня замечания выдаются максимум на 25-й день, и максимальный срок проведения экспертизы по-прежнему не превышает трех месяцев.
Еще один удивительный факт: частенько предлагают получить согласование УГВЭ и ГАСН. Во-первых, слово «согласование» используется в принципе некорректно по отношению к Центру экспертизы. Мы выдаем заключения, а не согласования. Более того, аббревиатуры ГАСН (государственный архитектурно-строительный надзор) и УГВЭ (управление государственной вневедомственной экспертизы) уже давно не существуют. Ведомства остались, но названия у них теперь совсем другие: Служба государственного строительного надзора и экспертизы и СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы».
- Скорее реклама подобного рода рассчитана на некомпетентных заказчиков.
- Наверное. Их осознанно вводят в заблуждение, в том числе и по поводу сроков экспертизы. В среднем срок с момента оплаты до момента готовности заключения составляет по жилью 41 день, по нежилью - 84 дня. Для меня остается загадкой, о каком «ускорении» говорят эти «провайдеры»?
- На каком этапе вы понимаете, что работаете с недобросовестными службами заказчика?
- На практике мы периодически сталкиваемся с подделкой разрешительной документации. В основном, подобные аферы раскрываются еще на стадии приемки. В экспертизу, такие проекты, разумеется, не принимаются. Иногда вопросы возникают уже в процессе экспертизы. В таких случаях мы обязательно запрашиваем подтверждение подлинности в тех органах, которые выдавали документы, - и все становится ясно.
-Заказчик об этом узнает сразу?
- Зачастую заказчик бывает не в курсе того, что происходит с его проектом, излишне доверяясь действиям «провайдера». И очень удивляется, когда получает уведомление о возврате документов. Более того, все выявленные нами факты недобросовестной работы проектировщиков и заказчиков мы в обязательном порядке представляем в Службу госстройнадзора. Ведь речь идет о подделке серьезных документов.
- В конечном счете, весь груз ответственности за нарушение закона лежит только на заказчике?
- Да. И в первую очередь заказчик несет финансовую ответственность. Он платит посредникам за услуги и оплачивает проведение государственной экспертизы. В результате теряет и то и другое. Бывают даже случаи, когда заказчиков просто «кидают», как в криминальные 90-е годы. Берут деньги и исчезают. На фоне таких махинаций люди начинают стройку без разрешения, им выписывают штрафы за незаконное строительство. И так накапливается снежный ком, из-за которого и появляются заявления о том, что экспертиза плохо работает.
- Как заказчику можно предотвратить роковые ошибки?
- Достаточно хотя бы зайти на наш сайт spbexp.ru, зарегистрироваться в личном кабинете и попробовать заполнить заявление. И тогда заказчику многое станет понятно. Посредники пользуются теми же самыми инструментами, что и любой другой заявитель. За последние годы у нас произошли существенные изменения. Не нужно верить рассказам об «ужасах на Росси», связанных с большими очередями и длительными согласованиями. На сайте Центра государственной экспертизы можно заполнить электронное заявление на проведение экспертизы, записаться на прием к руководству. С 15 июля начнем тестовую эксплуатацию новой услуги. Мы открываем запись к экспертам для снятия замечаний. Думаю, в сентябре заказчики уже смогут этим воспользоваться.