Переход на информационное моделирование: какие задачи стоят перед отраслью?
28.03.2022
Александр Шило, ведущий специалист по технологиям информационного моделирования СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы».
Применение технологий информационного моделирования (ТИМ) – одно из важнейших требований на пути модернизации строительной отрасли в условиях новых реалий. Переход на ТИМ осуществляется в России с 1 января 2022 года и распространяется на новые контракты, которые финансируются за счет госбюджета.
Государственный уровень
Для эффективного внедрения ТИМ необходимо решить целый ряд задач. В безусловном приоритете – обеспечение строительной отрасли квалифицированными кадрами. Масштаб предстоящей работы поистине огромен, поскольку новым технологиям предстоит обучить подавляющее большинство участников инвестиционно-строительных проектов (ИСП).
Наиболее высокой зоной ответственности является формирование единой терминологической системы в области ТИМ. Начиная с 2017 года нормативные документы по информационному моделированию разрабатывались различными командами специалистов. Это неизбежно привело к противоречиям в правовом и нормативно-техническом регулировании в области ТИМ. Кроме того, отмечается объективное запаздывание нормотворческой деятельности за развитием технологии. Разница в уровнях развития технологии на различных этапах жизненного цикла объекта также тормозит эффективность практического применения информационного моделирования.
Вектор развития ТИМ был заложен Правительством Российской Федерации, где информационная модель определяется, в первую очередь, как фактический способ представления информации. Таким образом было заложено главное направление государственного регулирования данной технологии и того, какие проблемы требуется решить с ее помощью, – передача информации по объекту между участниками ИСП и ведомствами. Приоритетной задачей на государственном уровне является обеспечение «бесшовного» информационного взаимодействия между участниками инвестиционно-строительного процесса.
Рис. 1. Концептуальная схема единого информационного пространства взаимодействия участников ИСП (автор: С.И. Бачурина, советник президента НОПРИЗ, д.э.н.).
Для реализации данного плана предусмотрен постепенный переход от стандартного документооборота к «DATA-обороту», то есть непосредственной работе с данными. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1431 установлено, что все сведения, документы и материалы, включаемые в информационную модель (ИМ ОКС), должны передаваться в формате XML. В настоящий момент Минстроем России поставлена задача по разработке XML-схем, в апробации которых активно участвуют специалисты Санкт-Петербургского Центра госэкспертизы.
Государственная стратегия внедрения ТИМ подробно изложена в актуальной редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), где необходимо выделить три ключевых направления. Первое из них посвящено непосредственно формированию и ведению информационной модели на различных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства (ОКС). Данному направлению посвящен целый ряд статей и пунктов, поясняющих главные принципы и правила обязательного формирования и ведения информационной модели. Второе касается базовых положений использования классификатора строительной информации. И третье регламентирует создание государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД РФ).
Рис. 2. Основные направления нормативного регулирования в области ТИМ, закрепленные в Градостроительном кодексе.
На текущий момент сформированы базовые постановления Правительства Российской Федерации, подкрепляющие данные положения ГрК РФ, и ключевыми из них являются:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331 (ПП РФ 331), регламентирующее перечень случаев обязательного формирования и ведения ИМ ОКС;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1431 (ПП РФ 1431), определяющее основные правила формирования и ведения информационной модели;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1416 об использовании классификатора строительной информации (КСИ);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2020 № 1558 о создании и правилах ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД РФ).
Данные документы следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом.
Согласно ПП РФ 331 обязательное формирование ИМ ОКС требуется для всех объектов капитального строительства, если их финансирование осуществляется с привлечением бюджетных средств РФ и договор о разработке проектной документации заключен после 1 января 2022 года.
Отметим, что на текущий момент ГИСОГД РФ пока не разработана. В соответствии с «дорожной картой» по реализации ПП РФ 331 разработку данной системы планируется начать уже в этом году. Данная система по сути будет представлять из себя систему управления и хранения информации об объекте капитального строительства.
В ней же будет вестись и КСИ, который согласно государственной концепции должен стать единым цифровым языком, обеспечивающим обмен данными между информационными системами и позволяющим однозначно идентифицировать строительные элементы в информационной модели на всем протяжении жизненного цикла объекта.
Специалисты по ТИМ Санкт-Петербургского Центра госэкспертизы в 2021 году совместно с проектными организациями Санкт-Петербурга провели пилотный проект по апробации КСИ. В ходе проекта специалисты пришли к выводам, что без единой методики данный классификатор может работать только в рамках одной компании, но не на уровне государства. Для усовершенствования КСИ предлагается, в первую очередь, установить цель его разработки и применения, с учетом которой разработать подробную методику с примерами закодированных моделей, а также упростить кодирование и определить обязательные аспекты с учетом текущего внедрения ТИМ.
Уровень Заказчика
Нужно понимать, что все нововведения коснутся заказчиков, застройщиков, технических заказчиков и эксплуатирующих организаций, финансируемых госбюджетом. Теперь все задания на проектирование объектов строительства по госзаказу должны содержать требования к формированию информационной модели. При этом состав информационной модели ОКС должен соответствовать требованиям ПП РФ 1431.
Отметим, что на текущий момент данное постановление содержит весьма трудоемкие положения, целесообразность которых вызывает вопросы в профессиональном сообществе. В частности, это касается обязательного формирования трехмерной модели результатов инженерных изысканий. Эксперты считают, что пока не ясна цель создания таких трехмерных моделей, трудно говорить о каком-либо прогнозируемом положительном экономическом эффекте.
Впрочем, в текущей ситуации именно практическое применение данных НПА выявит позиции, которые необходимо будет доработать.
Еще одним документом, определяющим требования к информационной модели ОКС на различных этапах жизненного цикла, является обновленный в 2020 году СП 333.1325800. Содержание данного документа также вызывает ряд вопросов у экспертов. По мнению ряда специалистов, необходимо крайне взвешенно подходить к включению требований данного свода правил в задание на проектирование.
Исходя из вышеизложенных факторов, государственному заказчику следует понимать основные цели внедрения ТИМ и исходя из них, разрабатывать устойчивые процессы по подготовке кадровой базы, обеспечению программными продуктами и формированию заданий на проектирование объектов капитального строительства.
Уровень разработчика ПО
Сложные геополитические реалии должны подтолкнуть российских разработчиков программного обеспечения сделать все возможное для беспроблемного перехода пользователей на отечественные продукты и IT-решения. Сделать это возможно только в случае, если ПО будет конкурентоспособным и эффективным в следующих направлениях:
- Интероперабельность и выгрузка в IFC. Потребность в межплатформенном взаимодействии постоянно растет. Этому способствует общая тенденция к цифровизации отрасли и переход организаций к работе с распределенными командами. А это значит, что без грамотной отработки взаимодействия через открытый формат IFC не обойтись.
- Низкий порог вхождения. У каждой организации своя специфика работы, у некоторых нет возможности нанимать большой штат программистов и BIM-специалистов. Таким компаниям требуются профессиональные технические средства «из коробки».
- Развитый API и средства визуального программирования. Для передовых компаний с высокими техническими требованиями важно решать задачи, которые не всегда удается реализовать штатными средствами ПО. Поэтому программные продукты должны иметь возможности для расширения своего функционала. Именно за таким ПО будущее проектно-строительной отрасли.
- Низкие системные требования. Ввиду постоянной обработки большого объема структурированной информации и геометрии BIM-продукт может очень серьезно влиять на производительность рабочих машин. Поэтому разработчикам следует заняться оптимизацией своих IT-продуктов.
- Возможность создания библиотечных элементов пользователем. Это позволит проектной организации самостоятельно наполнять базу библиотек, а производителю строительных материалов и конструкций создавать фирменные библиотечные элементы.
- Развитая система совместной работы. BIM – это прежде всего работа в команде, которая позволит всем пользователям параллельно выполнять проектные задачи над единой моделью, что в конечном счете приводит к оптимизации сроков проектирования. Эти и другие ключевые потребности ставят перед вендорами большой фронт работы для дальнейшего совершенствования своих программных продуктов. И здесь государству необходимо определить меры по поддержке разработчиков отечественного ПО.
Уровень проектировщика
По мнению ряда экспертов, после введения новых НПА и НТД положение проектных организаций, работающих с госзаказом, становится наиболее уязвимым. Причины кроются в отмеченном ранее несовершенстве нормативной базы, неоправданно завышенных требованиях заказчика, а также сужение списка ПО, пригодного для проектирования в условиях санкционных ограничений.
В целях минимизации рисков проектировщику необходимо:
- внимательно отнестись к выбору ПО с учетом вышеуказанных проблем;
- активно заняться подготовкой кадровой базы внутри организации;
- понимать принципы внедрения информационного моделирования в организации;
- подробно изучать задание на проектирование и быть готовым выполнить все его пункты в части применения ТИМ;
- научиться работать с открытым форматом IFC.
Также проектировщикам следует обращать внимание на требования использования КСИ со стороны заказчика. В случае, если в задании на проектирование, его использование будет обязательным пунктом, то необходимо уточнять у заказчика принципы кодирования элементов, так как, как уже отмечалось ранее, на текущий момент государственной методики кодирования не разработано.
Уровень экспертизы
Если говорить об институте экспертизы в целом, то экспертные организации оказались в весьма непростом положении, связанном с ситуацией правовой неопределенности в законодательстве. С одной стороны, в постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 и от 05.03.2007 №145, определяющие состав документации и порядок проведения экспертизы, в части применения ТИМ пока никаких изменений не внесено. С другой стороны, ПП РФ 1431 и 331 обязывают формировать трехмерную модель на всех этапах жизненного цикла объекта, в том числе на этапе проектирования. То есть вопрос об обязательном представлении на экспертизу трехмерных моделей остается открытым. И, судя по всему, профессиональному сообществу и экспертным организациям следует дождаться изменений в данные постановления с целью их «увязки» между собой.
Институт экспертизы всегда выступал как связующее звено между проектировщиками, заказчиками и нормативным госрегулированием. В этой связи кадровый состав органов экспертиз должен обладать высокоспециализированными экспертами не только по профильным направлениям, но и в области ТИМ.
В свою очередь Санкт-Петербургский Центр госэкспертизы в течение 5 лет в инициативном порядке активно ведет собственные разработки, исследования, участвует в нормотворческой и учебной деятельности, проводит пилотные проекты по различным направлениям информационного моделирования.
Ирина Косова, директор СПб ГАУ «ЦГЭ»:
«В 2022 году мы продолжим заниматься цифровизацией внутренних процессов и применением технологий информационного моделирования. Очередным достижением специалистов отдела ТИМ станет выпуск обновленной редакции требований к трехмерным моделям объектов капитального строительства. За прошедшие годы проведенные пилотные проекты и рассмотренные десятки дел государственной экспертизы с трехмерными моделями позволили нашим работникам продолжить работу над уточнением и актуализацией требований к трехмерным моделям. Напомню, что наше учреждение, совершив цифровой прорыв, выдало первые в российской практике заключения государственной экспертизы на площадной и линейный объекты, спроектированные с применением BIM-технологий. Сегодня таких проектов становится все больше и количество желающих пройти государственную экспертизу в нашем учреждении с применением ТИМ только растет».
Рис. 3. Пример рассмотренного проекта в СПб ГАУ «ЦГЭ» с ТИМ - общеобразовательная школа на 300 мест с подразделением дошкольного образования на 170 мест. Проектировщик: ООО «Европроект Групп».
Рис. 4. Пример первого линейного объекта, прошедшего экспертизу с цифровой информационной моделью в СПб ГАУ «ЦГЭ» - Внутриквартальные сети комплекса «ИТМО ХАЙПАРК» в г. Пушкин. Проектировщик: АО «Мегамейд».
Заключение
Несмотря на трудности, вызванные изменениями макроэкономической ситуации, цифровизация строительной отрасли будет продолжена. Мировая и российская практика показывает, что именно цифровая трансформация в любой сфере экономики благотворно влияет на получаемый от этого экономический эффект. При этом экстенсивное развитие в существующих реалиях невозможно. Цифровизация отрасли должна показать свою эффективность благодаря интенсивному развитию. Главное при этом не упускать из вида конкретные цели и желаемые результаты.
Источник: Информационное агентство «Индустрия безопасности».